Сто тугpиков и ни шиллингом больше!
Деньги тратить, как известно, легко и приятно. Иначе зачем они нужны? Но иногда деньги (хорошие и нужные) тратятся совсем уж понапрасну. И особенно велик процент бессмысленных трат - на отдыхе, в поездках и путешествиях. Здесь приводятся несколько основных причин этих ненужных трат и дается ряд полезных, хотелось бы надеяться, рекомендаций.
Незнакомые иностранные деньги поначалу как деньги не воспринимаются. Деньги - это условная ценность. Бумажка, на которой напечатана купюра, не стоит ничего. Деньги - кредит доверия. Мы привыкаем к тому или иному виду дензнаков, но психологическое доверие не переходит автоматически на новый вид купюр - почему операции по государственному обмену денег всегда принимаются населением болезненно, а новые дензнаки принимаются в штыки, как "неправильные". Чтобы ощутить истинную ценность нового разноцветного клочка бумаги, человеку требуется время. И пока это время проходит, путешественник уже успеет незаметно растранжирить почти все свои сбережения, но так и не поверит до конца в то, что красные голландские муравьи, швейцарские альпинисты или австралийские монетки с изображение ныряющего утконоса - это самые настоящие деньги. Тем более, что сегодня наш турист, прежде чем купить пончик, вынужден совершать в уме чудовищно сложную операцию - переводить местную валюту в доллары, доллары - в рубли, а рубли мысленно деноминировать. И еще где-то на заднем плане всегда присутствуют никак не забывающиеся дореформенные рубли - это когда метро пять копеек, а мясо - по два двадцать. Поэтому лучше сразу произвести вычисления: "У меня с собой столько-то долларов. Это составляет столько-то батов, манатов, гульденов и пфеннингов. В день я собираюсь тратить сто тугриков и ни шиллингом больше". И, исходя из дневной нормы рупий, выбирать оптимальную цену пончика.
Во время путешествий покупается самое большое количество ненужных вещей. Известно, что сувениры - это самая бесполезная вещь на свете. Но именно на них мы тратим большую часть своих денег. Никто не призывает вас оставить ваших друзей и близких без заслуженных знаков внимания. Или лишить вас вещественных доказательств совершенной поездки. Однако, прежде чем приобретать очередную ерунду, проведите небольшой опыт. Внимательно посмотрите на облюбованный вами чайник (веер, веник, модель "Титаника" в натуральную величину, тростниковый передничек девственницы, засушенного пальмового таракана). Закройте глаза. Представьте, что вы обладаете этим предметом уже много лет. Теперь еще раз на него посмотрите. Не правда ли, лучшее место для этой изысканной вещицы - в помойном ведре? Нет? Тогда, так и быть, покупайте. Только не забудьте предложить продавцу за этот раритет ровно четверть от запрашиваемой суммы.
"Лучшее средство от головной боли" - кредитная карточка - имеет свои побочные эффекты.
Во время отдыха человек имеет свойство расслабляться. Незнакомые пейзажи, чужой язык, новые впечатления - все это сильно действует на реалистическое восприятие действительности. И пусть реальность такова, что большая часть cредств на карточке - это деньги, отложенные на приобретение нового автомобиля, а на отдых вы решили потратить только строго определенную сумму. Когда жизнь легка, прекрасна и удивительна, все давнишние планы кажутся чем-то далеким и несущественным. Поэтому в путешествие лучше взять с собой новую карточку. На которой будет та самая сумма, с которой вы готовы расстаться. Это неромантично и меркантильно, зато безопасно. Невозможность позволить себе непредвиденные расходы - лучшая страховка от этих расходов.
Если вы - не сотрудник редакции киножурнала "Хочу все знать", то не обязательно заказывать все имеющиеся в программе экскурсии. Обилие впечатлений - уничтожает эти впечатления. Те турфирмы, в пакете которых экскурсии оплачиваются отдельно, порой предлагают своим клиентам по три-четыре полномасштабных экскурсии за день. Причем происходит это, как правило, в первый день приезда, поскольку экскурсии надо заказать предварительно. Туристы обычно еще полны энергии и финансов - и они принимают на себя повышенные экскурсионные обязательства, повинуясь природной любознательности, а порой и стадному инстинкту. Как в ресторане, когда голодный человек, начитавшись лакомых наименований в меню, заказывает в три раза больше, чем способен съесть. И сплошь и рядом через пару дней бешеной гонки по разного рода достопримечательностям, мы просто машем на все рукой - и прячемся в номере, пока не убедимся, что ненавистный экскурсионный автобус убрался-таки восвояси. Деньги пропадают, но мы только довольно ухмыляемся из пляжных шезлонгов - до чего ловко мы избежали необходимости ползать по древним памятникам и живописным скалам! А между тем в любом туристическом центре имеются бюро, где можно непосредственно заказать желаемые экскурсии. Не двадцать пять сразу - а по одной. Не за неделю вперед - а за несколько часов до начала. И обычно цены там существенно ниже, чем те, которые вам предложат в отеле. Хотя русскоязычных гидов в таких бюро пока еще немного и для подобной самостоятельности желательно владение каким-нибудь более распространенным языком.
Петр ЗАБОЛОТНЕВ
По материалам журнала Вояж