Бензин нынче дорог
От нас до Западной Европы не так далеко. Но назвать поездку на "своих колесах" самым беспроблемным способом путешествия на передовой Запад было бы преувеличением. В дороге нашего водителя подстерегают минимум две серьезные полосы препятствий. Сначала это заторы на белорусско-польской границе. А потом жесткий экологический контроль на польско-немецком рубеже. Однако при желании преодолеть обе эти линии обороны можно. И тогда, если выхлоп в норме, документы на машину в порядке, страховка заблаговременно оформлена, вам останется только гнать свой экипаж по гладким европейским дорогам да притормаживать периодически у бензоколонок.
С точки зрения цен на горючее, Европа - не самый дешевый регион мира. В среднем стоимость литра бензина пляшет тут вокруг одного доллара. Для сравнения: в Соединенных Штатах за ту же сумму отпускают галлон топлива, то есть почти 4 литра. А в отдельных ближневосточных государствах за доллар можно неделю поить четырехколесного друга бензином.
Западноевропейские автомобилисты обычно не пользуются бензином с октановым числом менее 92 (чаще оно еще выше - 95-97). На заправочных станциях предлагают бензин с пониженным содержанием свинца (unleaded по-английски) и обычный (leaded). Последний во многих странах обозначают словом super. (В Германии, правда, существуют разные марки super: и со свинцом, и без).
"Экологический" бензин повсеместно стоит меньше, чем обычный: в государствах Западной Европы искусственно поддерживаются более низкие цены на бензин с невысоким содержанием свинца, чтобы автомобилисты предпочитали именно его.
Дизельное топливо обходится значительно дешевле бензина в большинстве западноевропейских стран, хотя и не везде. Скажем, в Великобритании уровни цен на два этих типа горючего различаются незначительно.
От страны к стране стоимость топлива колеблется достаточно сильно, причем она определяется не только естественными экономическими факторами, а еще и политикой соответствующих национальных властей.
Для Голландии характерен один из самых высоких на континенте уровень цен на горючее. А самый дешевый бензин в странах Европейского Союза продается почему-то в соседнем Люксембурге. Расхождение в ценах между двумя этими братскими странами составляет 40 процентов!
Между двумя полюсами другие государства расположились так (в порядке убывания тарифов): Италия, Франция, Португалия, Испания и т. д. Любопытно, что в Гибралтаре, который является составной частью Британского королевства (отнюдь не самой дешевой для автомобилистов державы) цена бензина ниже не только чем в метрополии, но даже чем в соседней Испании.
Скандинавские страны - особый случай. Топливо там облагается большими налогами, поэтому стоит оно дороже, чем где бы то ни было в Старом Свете.
На самом-то деле и внутри одной страны цены на разных бензоколонках не бывают абсолютно одинаковыми. Скажем, те заправочные станции, которые стоят на скоростных трассах, отпускают свой продукт дороже, нежели колонки на второстепенных магистралях.
В Швеции и Финляндии средняя цена горючего увеличивается с юга на север. Финская Лапландия - весьма разорительная местность для тамошних автомобилистов.
Михаил УШКИН
По материалам газеты "Иностpанец"